Система экологического менеджмента – это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.
Ключевым аспектом экологического менеджмента является принцип экоэффективности (eco-efficiency), который заключает в себе деятельность компаний по достижению экономической выгоды за счет снижения воздействия на окружающую среду и сокращения использования ресурсов.
Также можно сказать, что система экологического менеджмента – совокупность мер, позволяющих добиться равновесия между рентабельностью компании и уменьшением воздействия на окружающую среду.
Главная задача системы экологического менеджмента выявление значимых экологических аспектов компании, влияющих на окружающую среду и управление ими.
Сертификация системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями СТ РК ISO 14001-2016 подтверждает эффективное управление экологическими аспектами и стремление организации к сохранению благоприятной окружающей среды.
В качестве целей сертификации в компании системы экологического менеджмента могут быть выделены следующие:
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- повышение экологической эффективности деятельности компании;
- снижение образования отходов и их переработка.
Основными причинами, которые обычно приводят к решению о сертификации системы экологического менеджмента заявителем, являются:
- требование заказчика или государственное регулирование;
- получение преимуществ при участии на различных государственных и негосударственных тендерных площадках (примером служат порталы государственных закупок, на которых, при наличии сертифицированной системы экологического менеджмента, предоставляется условная скидка);
- проникновение на новые рынки;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- доступ на те рынки, где сертификация необходима;
- получение преимуществ при кредитовании и страховании;
- устранение многочисленных проверок со стороны заказчика и государственных органов;
- повышение репутации компании, как надежного партнера и добросовестного производителя;
- рекламное преимущество по сравнению с не сертифицированными конкурентами;
- повышение стоимости компании для ее продажи.